читать дальшеСперва минусы, чтобы закончить на более оптимистической ноте.
Сценарий, как и многие другие, рассчитанные на детей, слаб фатально. Логика отсутствует, как и мотивации у персонажей; все всё делают от балды. То есть, скажем куртуазнее, не от балды, а в рамках жанра ищут приключений на нижние девяносто. Особенно преуспевает в этом госпожа Агата, которая вообще непонятно чего хочет от этой жизни. Видимо, чистейшего экстрима. А может, сценаристы просто этим вопросом не парились. "Братство" вызывает единственную мысль: чуваки, сделайте уже хоть что-нибудь сами. Ну хоть что-нибудь. Ну ладно, не сами, но хоть воспользуйтесь должным образом тем, что вам на блюдечке подносит Марджелату. Но облом. Поскольку Братство нужно только как повод для Марджелату побегать и пострелять, то функцию оно несет чисто декоративную. Так что выглядит все следующим образом: собираются важные господа в условиях сугубой таинственности, и происходит следующий диалог:
- Товарищи, мы в заднице.
- Да-а-а!!!
- Хочу уточнить, мы в очень капитальной заднице.
- Да-а-а-а!!!
- Также хочу уточнить, что нас никто не спасет.
- Да-а... а Марджелату?
- О! Точно! Десантируем на злых ворогов Марджелату!
Марджелату:
- Тыгыдым, тыгыдым.
Собственно, все оставшееся время с проблемами разбирается Марджелату, а храбрые бунтовщики вежливо осведомляются у господаря, не желает ли тот организовать в отдельно взятой Румынии мир, труд, май, закономерно получают по сусалам и уходят, и повторяется это с такой регулярностью, что уже даже не смешно.
А Марджелату тем временем делает именно то, ради чего вся эпопея и была затеяна: косит пачками врагов и восьмиствольного
Теперь про Заячью Губу. Откуда такое погоняло взялось, внятно так никто и не объясняет. Почему его никто, включая родную мать, цивильным именем не называет, остается загадкой всея фильма. Но он хотя бы первые два фильма со своим участием отличается некоторым подобием логики поведения - до момента, когда из состояния насмерть убитого вдруг воскресает живым и здоровым, и вот с этого начинаются традиционные косяки.
Когда Заячья Губа твердо занимает позиции второго главного героя, авторы спохватываются: "Товарищ Чех, а чо это у вас рожа такая умная, у нас тут умный герой должен быть только один, так что извольте косить под дурачка". И вот сообразительный, хваткий, тертый жизнью персонаж начинает радостно косорезить. Дурачка играть у Чеха получается плохо, интеллект действительно трудно спрятать.
Короче, даже при обилии вестерновских штампов фильмы могли бы получиться не в пример увлекательней и
реалистичней, если бы не бездарный сценарий. А уж откровенные отсылки к "Короне Российской империи" в "Бирюзовом ожерелье" выглядят распиской в собственной беспомощности: нам оригинальные ходы придумать слабо, так потырим из соседнего вестерна.
Теперь о плюсах.
Заглавный герой не понравился поначалу совсем. Дико самоуверенный, заносчивый, при этом весь какой-то потасканный и вдобавок свинячит своими семечками где ни попадя. А потом до меня дошло, что в этом-то и цимес. Пьерсик попросту не стал играть прилизанного обаяшечку и пример для подражания благовоспитанным деткам (вспомним безмерно положительного Робина Локсли в исполнении слащавого Майкла Прайда - кому как, а у меня от таких зубы слипаются). Его Марджелату - нормальный авантюрист, не заморачивающийся вопросами этикета, бабник, альфа-самец, во всех своих действиях ставящий КПД гораздо выше условностей и приличий. Он не доллар, чтобы всем нравиться, и отлично это сознает. И вот как только я это поняла, так персонажа вполне оценила, а актера сразу зауважала. Он дал нехарактерный для детской сказочки образ, зато жизненный и полнокровный.
Заячья Губа. Как было сказано выше, этот персонаж четко делится на "до" и "после". Поскольку изначально его, как я понимаю, предполагалось грохнуть, то особо им никто не заморачивался: бегает, прыгает, трюки выполняет - и слава богу. Так что до образцово-показательного убиения это - нормальный, независимый, умный человек, несомненнный рецидивист, но с определенным кодексом чести. После убиения перед нами предстает затасканный до оскомины образ "спутника главного героя", сильного, храброго и глуповатого, восторженно признающего полное превосходство напарника над собой, и от такой расстановки сил начинает отчетливо подташнивать. Но! Не знаю, нарочно или нет, но Соби Чех сумел создать впечатление, что все это - лишь игра: дабы не подтачивать самомнение Марджелату и не наносить ему этим психологическую травму, Заяья Губа напоказ хлопает глазками, грызет морковку и старательно делает вид, что тупит, но зритель-то понимает, что это только понарошку. Стоит ему начать действовать самостоятельно, как вся напускная дурашливость исчезает, и персонаж становится прежним.
Агата. На мой взгляд, Марга Барбу великолепно справилась с задачей показать, как откровенно некрасивая женщина может очаровывать, покорять и манипулировать. Мотивации ни к черту и у Агаты, но приятно посмотреть, как она плетет свои интриги.
О съемках. Оператору - суперприз и конный бюст на родине героя. Съемки невероятно красивы, подбор натуры просто восхитителен, все трюки поданы самым выгодным образом.
Художникам по костюмам и декораторам - брависсимо! Они создали костюмы, которые хочется носить, и интерьеры, в которых хочется жить. Никаких условностей, все дотошно, скрупулезно и вместе с тем изумительно нарядно. От зачуханного плаща Марджелату до безупречного мундира господаря, от нищих лачуг до дворцов - все выполнено с прекрасным вкусом и не переходит ни в фантазийность, ни в ненужный натурализм. Просто изумительно, мои самые искренние аплодисмменты.
Ну и о трюках напоследок. Сами по себе погони и драки лично для меня не несут в себе такого же драйва, как, скажем, в "Неуловимых мстителях", они техничны, но как-то скучноваты. Возможно, потому, что главные герои специально так поставлены, чтобы ни малейшего сопереживания не вызывать. Ну гонятся за ними, ну стреляют, да что с ними станется, они ж резиновые. Однако сами трюки, безусловно, поставлены по высшему разряду, блестящую школу верховой езды демонстрируют все до последнего статиста, ну, а такого количества превосохдно выполненных подсечек на квадратный метр пленки я не видела ни в одном другом фильме. Так что я в силу профессии и более примитивный сюжет бы скушала ради зрелища этой великолепной работы. А что творит с лошадью и без оной Соби Чех - это по-настоящему уникально. Видала я очень сильные каскадерские трюки, но он - совершенен и во владении телом, и в расчетах, и в артистичности исполнения. Колоссальное впечатление.
Резюмируя: смотреть можно. Удовольствие получать можно. Особенно от тех мест, на которых сценаристы выходили покурить, прихватив режиссера. Ну и, конечно, при всех огрехах эти фильмы стоят неизмеримо выше современной жвачки, напичканной компьютернами эффектами. Потому что сценарсты с тех пор сильнее не стали, а вот общая подготовка у артистов стремительно скатывается в область плинтуса. И с этой прблемой, увы, не в силах справиться даже супергерой а-ля Марджелату.