Когда-то во времена юности златой режиссер моего театра-студии сказала про героиню, которую я играла: "Она добрая, а не добренькая. Она не гладит по головке того, кому плохо, а берет за шиворот и тащит туда, где пусть и не совсем уж хорошо, но хотя бы лучше". Мне было лет пятнадцать, и я долго размышляла над этими словами, примеряя их не только к конкретной героине, но и в целом к жизни. И именно тогда сделала вывод, что хватать за шиворот и тащить - порой наилучший способ не дать человеку из разряда заслуживающих всяческого сочувствия перейти в разряд жалких. Жалость - она для меня всегда окрашена оттенком снисходительной брезгливости. Сочувствие, сопереживание подразумевают действие, жалость - бездеятельна. Жалеть можно лишь мертвых, потому что им помочь уж точно никак не выйдет.
Но есть особенная категория людей, которые изначально позиционируют себя именно как кандидатов для жалости. Все, наверное, с такими встречались, правда же? "Я толстая и поэтому такая несчастная, меня никто не любит", - "Так прекрати жрать по тортику в день, подкачай пресс и закажи у портного платье по фигуре!" - "Ах, это невозможно, сладкое - последняя радость в моей несчастной жизни, от физических упражнений болят мышцы, а в ателье дерут немыслимые деньги". Или: "У меня были родители-деспоты, меня били за накрашенные губы, я ношу только балахоны в пол и не умею пройти пять метров на каблуках, на меня вообще не обращают внимания!" - "А какого хрена тебе в твои тридцать лет не послать родителей на, не пойти на курсы визажистов и не натренироваться в ходьбе на каблуках?" - "Что ты, что ты, у родителей будет инфаркт, я все равно уже никогда не научусь краситься, а каблуки - это ужасно неудобно и вредно для здоровья". Ну и самый цимес - это разнообразные товарищи, пытающиеся какой-то деятельностью убедить мир в том, что они хорошие. Самый быстрый путь - начать самому спасать что-то или кого-то, причем столь же фанатически, сколь и бессмысленно. Спасать осмысленно, организованно и деятельно - не для них, у них вечно нет денег, времени, сил и так далее, потому что наличествует дилемма: ты быстро впахиваешься по какой-то проблеме, прикладываешь усилия, но центром внимания становишься не ты, а спасаемый, и на твои трагедии всем положить, а личный героизм никто превозносить до небес не станет, разве что похлопают по плечу и скажут что-то вроде: "Молодец, чувак, продолжай в том же духе". Ну в самом же деле, выволакивать на своем хребту полудохлую лошадь из гаражных покатушек, трепетно содрогаясь при виде полчищ власоедов и диареи с клубками глистов, - И НИКТО НЕ ОЦЕНИТ ТВОЕ СОДРОГАНИЕ?! Все, сцуко, только лошади сочувствовать будут?! Фу-фу, ужас какой. Намного лучше ежедневно писать в жежешечке: "Я очень, очень несчастен, потому что на свете существует такая мерзость, как конный спорт. Я каждую неделю пишу петицию в интернете за отмену этого чудовищного явления. Лошади должны быть свободны. Я помогаю им тем, что не езжу верхом и не ем колбасу с кониной". В переводе с русского на понятный - "Я очень, очень хороший, мир должен оценить, какой я хороший, ведь мне так больно от несовершенства этого мира, только не говорите, пожалуйста, что больно мне исключительно из-за того, что мне лень оторвать жопу от кресла и что-то наконец сделать хотя бы для себя, не говоря уже обо всем мире".
Экология, веганство и зоозащита - идеальная область для самовыражения жалких людей. Нет, их не будет среди тех, кто идут и вкалывают, разгребая последствия экологических катастроф, дежуря сутками возле капельницы над полумертвым животным или вставая грудью между браконьером и добычей. Зато они будут очень даже злобненько швыряться на тех, кто скажет им, куда действительно нужно пойти и что действительно нужно сделать хотя бы для собственной пользы, не говоря уж о чьей-то еще. Им не нужно ни "счастья для всех, даром...", ни даже собственного счастья: им хорошо только тогда, когда они могут манипулировать прочими на жалости.
Вам их жалко? Мне - нет. Я слишком уважаю живых, чтобы их жалеть.
Но есть особенная категория людей, которые изначально позиционируют себя именно как кандидатов для жалости. Все, наверное, с такими встречались, правда же? "Я толстая и поэтому такая несчастная, меня никто не любит", - "Так прекрати жрать по тортику в день, подкачай пресс и закажи у портного платье по фигуре!" - "Ах, это невозможно, сладкое - последняя радость в моей несчастной жизни, от физических упражнений болят мышцы, а в ателье дерут немыслимые деньги". Или: "У меня были родители-деспоты, меня били за накрашенные губы, я ношу только балахоны в пол и не умею пройти пять метров на каблуках, на меня вообще не обращают внимания!" - "А какого хрена тебе в твои тридцать лет не послать родителей на, не пойти на курсы визажистов и не натренироваться в ходьбе на каблуках?" - "Что ты, что ты, у родителей будет инфаркт, я все равно уже никогда не научусь краситься, а каблуки - это ужасно неудобно и вредно для здоровья". Ну и самый цимес - это разнообразные товарищи, пытающиеся какой-то деятельностью убедить мир в том, что они хорошие. Самый быстрый путь - начать самому спасать что-то или кого-то, причем столь же фанатически, сколь и бессмысленно. Спасать осмысленно, организованно и деятельно - не для них, у них вечно нет денег, времени, сил и так далее, потому что наличествует дилемма: ты быстро впахиваешься по какой-то проблеме, прикладываешь усилия, но центром внимания становишься не ты, а спасаемый, и на твои трагедии всем положить, а личный героизм никто превозносить до небес не станет, разве что похлопают по плечу и скажут что-то вроде: "Молодец, чувак, продолжай в том же духе". Ну в самом же деле, выволакивать на своем хребту полудохлую лошадь из гаражных покатушек, трепетно содрогаясь при виде полчищ власоедов и диареи с клубками глистов, - И НИКТО НЕ ОЦЕНИТ ТВОЕ СОДРОГАНИЕ?! Все, сцуко, только лошади сочувствовать будут?! Фу-фу, ужас какой. Намного лучше ежедневно писать в жежешечке: "Я очень, очень несчастен, потому что на свете существует такая мерзость, как конный спорт. Я каждую неделю пишу петицию в интернете за отмену этого чудовищного явления. Лошади должны быть свободны. Я помогаю им тем, что не езжу верхом и не ем колбасу с кониной". В переводе с русского на понятный - "Я очень, очень хороший, мир должен оценить, какой я хороший, ведь мне так больно от несовершенства этого мира, только не говорите, пожалуйста, что больно мне исключительно из-за того, что мне лень оторвать жопу от кресла и что-то наконец сделать хотя бы для себя, не говоря уже обо всем мире".
Экология, веганство и зоозащита - идеальная область для самовыражения жалких людей. Нет, их не будет среди тех, кто идут и вкалывают, разгребая последствия экологических катастроф, дежуря сутками возле капельницы над полумертвым животным или вставая грудью между браконьером и добычей. Зато они будут очень даже злобненько швыряться на тех, кто скажет им, куда действительно нужно пойти и что действительно нужно сделать хотя бы для собственной пользы, не говоря уж о чьей-то еще. Им не нужно ни "счастья для всех, даром...", ни даже собственного счастья: им хорошо только тогда, когда они могут манипулировать прочими на жалости.
Вам их жалко? Мне - нет. Я слишком уважаю живых, чтобы их жалеть.
Теоретически всегда понимала, что если человек здоров, неглуп и жизненный старт у него был не хуже моего (а старты у нас, что бы кто теперь ни говорил, были равными) - жалеть его нелепо. Смешно. Возможности есть - нет желания? Ну нет - так нет, я его никому подарить не могу.
Но всё это - в теории. А как дойдёт до "практики"...
Друг детства, умница с утончённой душой - после смерти матери теряет всякую волю к жизни. Его спаивают "друзья", и явным мошенничеством выманивают подпись на ген.доверенности. Всё. Выброшен с тюфяком на лестничную клетку - и знает, что если сунется в квартиру, вчера ещё свою - убьют.
Никому в подъезде нет дела, кроме меня, дуры. Вожу его за руку в суд, иду свидетелем, кормлю прямо на лестнице... Кончается тем, что суд он ухитряется проиграть - и исчезает стеречь чью-то дачу. Отступился.
И сколько у меня было таких историй, пока не поняла: не поможешь тому, кто не помогает себе сам.
Даже просто выслушивать о чужих несчастьях, на 90% придуманных - и то себе дороже. У них тяга к общению, неприкаянность, ожидание сочувствия...но разве у меня проблем меньше? А вот что-то живу бабушкиными заветами, один из которых так и звучал: "О болезнях - только врачу. С другими людьми - не-при-лич-но! Потому, что собеседник тебя мысленно видит голой. Какое уж тут сочувствие?"
Но есть, действительно есть те, кого жалко. Дети, больные от рождения. Умственно ненормальный ещё может раздражать своей ненужностью, но если отклонение "всего лишь" физическое?
Если трёхлетняя фея Маришка - умница, с которой уже можно говорить, как со взрослой - поняла, что не будет здорова НИКОГДА? Несколько лет ещё побалансирует на грани жизни и смерти - а чуда-избавления ждать неоткуда... И вот её бабушка усердно молится тому, кто УЖЕ так нагадил внучке.
И, как ни жалей, а сделать не можешь ничего.
А касательно бабушки Маришки... я эту дилемму решила раз и навсегда; точнее, для меня самой дилеммы не существует: я атеист. Причем атеист не только по причине воспитания в атеистической семье, но и из-за зрелых уже наблюдений и размышлений. В число этих наблюдений, разумеется, входила и описанная Вами ситуация. Я понимаю, что ради даже крохотной надежды на выздоровление родного человека можно распластаться в самой рабской позе и целовать ноги тому, в чьей власти казнить и миловать. Но я не представляю, как можно эту вот гипотетическую сволочь, незаслуженно обрекающую на муки неповинного человека, любить. И как можно верить в то, что эта сволочь любит тех, кого обрекает на незаслуженные же мучения.
Обнаружив колоссальную разницу между тем, что в Писании и тем, что в головах - становишься исследователем.
Так и не встретила ни одного православного, прочитавшего Библию. Ни одного! Причём даже таких, кто считает своё невежество ненормальным и планирует когда-нибудь прочесть - единицы. Почти все отвечают с достоинством необыкновенным:
- А что мы можем знать? Нам - как батюшка скажет...
А батюшка постарается ничего не сказать - невыгодно.
Протестанты всех мастей - читают. И привлекают паству именно этим. Но и это - центры по зомбированию, с их обязанностью сверять с Писанием свой каждый взгляд и вздох.
А специфически местная экзотика - Братство Иванушки Чурикова, иначе говоря, трезвенники!
Это мы наивно полагаем, что самодостаточность - достоинство. А сколько людей даже мысли о ней не допускают! Добровольно!